"Встречаем с любовью, провожаем с гордостью!"
Уважаемые педагоги!
Для ответов на вопросы анкеты перейдите пожалуйста по ссылке.
Благодарим за ответы!
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf0EZDIbwj1O-5S8S9BjAjRQNMZ33hiyTAdXIL2fdYLIJ2U4Q/viewform
1 января 2017 г. вступил в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»1 (далее - Профстандарт педагога).
Что нужно знать и учесть педагогам в профессиональной деятельности (оказании образовательных услуг по основным общеобразовательным программам (далее - ООП)), чтобы его введение было безболезненным и эффективным, способствовало совершенствованию образования?
Системные инновационные изменения, инициированные государством, среди которых поэтапное введение по уровням общего образования с 2010 г. федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) общего образования и реализация с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) приводят к пониманию того, что на современном этапе нужны руководитель ОО и педагоги с новыми компетенциями, позволяющими достичь реализации приоритетных целей образования. Направления и содержание деятельности руководителя ОО и педагогов должны быть существенно переориентированы, а в некоторых случаях и изменены.
Профстандарт педагога, утверждение, подготовка и обсуждение проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» - закономерность, вызванная требованиями времени, логичное продолжение инновационных процессов, происходящих в образовании.
Понятие «профессиональный стандарт» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт позволяет уточнить понятие «квалификационные характеристики» - краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к специалистам различных направлений в ОО; государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста, сформулированные в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих
Профстандарт позволит педагогу соотнести имеющуюся профессиональную подготовку с предъявляемыми требованиями с целью выявления проблемных зон для последующего их нивелирования и планирования индивидуальной программы профессионального и(или) карьерного развития.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что «запуском» стандартизации в образовании среди прочих можно считать нормы ч. 5 ст. 43 Конституции РФ, согласно которой «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Дальнейшее развитие процесса стандартизации - это закрепление в нормативных правовых актах самого понятия «профессиональный стандарт»:
так, Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”» введена статья в Трудовой кодекс РФ (ст. 195.1 «Понятие квалификации работника, профессионального стандарта»), в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 7 ст. 11, ч. 1 ст. 46, ч. 2 ст. 51 и др.) также закреплены отдельные нормы.
Говоря о Профстандарте педагога, отметим две важные позиции - в общих сведениях определен вид профессиональной деятельности и его основная цель, что является новизной и должно быть в обязательном порядке разъяснено педагогам ОО. К виду профессиональной деятельности отнесены дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Основная цель вида профессиональной деятельности определена как оказание ОО образовательных услуг по ООП.
Профстандарт педагога: трудовые функции и уровень квалификации Профстандартом педагога определены две обобщенные трудовые функции (далее - ОТФ):
первая ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
вторая ОТФ - педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП (5-й и 6-й уровни квалификации).
Профстандарт педагога в ОТФ указывается как уровень квалификации (5-й или 6-й) без его расшифровки, что в какой-то степени затрудняет понимание его сути.
Поэтому руководителю ОО и (или) педагогу для более полного восприятия содержания Профстандарта педагога необходимо познакомиться с текстом приказа Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», в котором представлено описание уровней по показателям: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний, а также определены основные пути достижения уровней.
В состав ОТФ входят трудовые функции педагога. Профстандарт педагога устанавливает, что трудовые функции педагога включают:
разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках ООП; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС соответствующих уровней образования; участие в разработке и реализации программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организацию, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися; формирование универсальных учебных действий; развитие навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; совершенствование мотивации к обучению; объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся. Сопоставление трудовых функций, которые представляет Профстандарт педагога, нормах Федерального закона № 273-ФЗ и требований ФГОС (по уровням образования), показывает, что в большинстве они максимально близки, а отдельные - идентичны.
Важность понимания трудовых функций существенна.
Во-первых, трудовые функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы) являются обязательным условием для включения в трудовой договор (ст. 57 Трудового кодекса РФ).
Во-вторых, они включаются в должностные инструкции (в случае их наличия в ОО).
Профстандарт педагога, как и профессиональный стандарт педагога-психолога, на стадии создания разработчиками был определен необходимый перечень процедур, в которых планируется применение профессионального стандарта:
Модернизация системы подготовки кадров (определение компетенций начальной ступени профессионального развития; разработка инструментария независимой оценки выпускников педагогических программ и др.).
Профессиональное развитие работающих педагогов (создание методики и инструментария добровольной самооценки работающих педагогов с целью определения соответствия квалификационным требованиям Профстандарта педагога; разработка персонифицированной модели профессионального развития педагогов, направленной на восполнение дефицитов профессиональных компетентностей и др.).
Оценка результатов профессиональной деятельности (модернизация существующего порядка аттестации с учетом требований Профстандарта педагога, внесения соответствующих изменений в законодательные документы).
Перечень педагогических работников, трудовые отношения, карьера педагога (определение соответствия номенклатуры должностей педагогических работников уровням профессионального развития педагога; разработка методических рекомендаций по определению должностных обязанностей педагогических работников исходя из системы трудовых функций и штатного расписания ОО и т. п.).
Новая система оплаты труда. Знакомство с данным перечнем свидетельствует о его актуальности и на настоящем этапе.