В семье гиперактивный ребенок. В настощее время гиперактивность у детей явление далеко не редкое.
Дети с гиперактивностью вызывают беспокойство взрослых - родителей, воспитателей, учителей прежде всего из-за проблем с поведением, а школьники - с поведением и успеваемостью. Степень социальной дезадаптации этих детей очень высокая. Что нужно знать родителям о синдроме гиперактивности с дефицитом внимания и как построить общение с ребенком, чтобы помочь ему преодолеть указанные трудности и адаптироваться в социуме?
Основные проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
1.НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ проявляется в:
- невозможности сосредоточиться на деталях, выполнить задание без ошибок;
- неспособности вслушиваться в обращенную речь;
- забывчивости;
- неспособности доводить выполняемую работу до конца;
- неспособности организовать свою деятельность;
- рассеянности, отвлекаемости;
- избегании работы, требующей усидчивости;
- частой потере предметов, необходимых для выполнения заданий ( карандаши, ручки, линейки, ластики и т.д.).
2.ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
Ребенок:
- суетлив, не может сидеть спокойно;
- не может играть в тихие игры;
- вскакивает с места без разрешения;
- бесцельно бегает, ёрзает, карабкается.
3.ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
Ребенок:
- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- часто перебивает говорящего;
- не может дождаться своей очереди;
- конфликтный, бурно выражает своё недовольство.
Данные особенности поведения появляются в возрасте от 3-х до 7 лет, обнаруживаются не меньше, чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в играх, учёбе), продолжаются более 6-и месяцев.
КАК ЖЕ РОДИТЕЛЯМ НАЙТИ ПОДХОД К ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?
- 1.Чаще хвалите ребенка, подчеркивайте даже незначительные успехи. ПОМНИТЕ, что гиперактивные дети чувствительны к малейшей похвале.
- Чаще говорите "да", реже - "нет" и "нельзя". Определите для ребенка четкие рамки поведения (границы): что можно и что нельзя и настойчиво придерживайтесь их.
- Разговаривайте спокойно, мягко, сдержанно.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Приемы пищи, прогулки игры, отход ко сну желательно совершать в одно и то же время. Поощряйте ребенка за соблюдение режима.
- Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к ещё большему ухудшению внимания и снижению самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
- Оберегайте ребенка от переутомления, так как оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию подвижности. Избегайте контактов с другими гиперактивными детьми, больших скоплений людей, шумных мероприятий. Не разрешайте ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером.
- Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.
- Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его возрасту и способностям.
- Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующей концентрации внимания (складывание паззлов, срисовывание, списывание и др.).
- Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребенком его успехи дома и в детском саду (школе).
- Введите систему вознаграждения: балльную или знаковую. Можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями, давно обещанной поездкой, походом в кино и т.д.
- Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневные прогулки, физическая активность, спортивные занятия.
- Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать или сказать, пусть посчитает от 1 до 10 или сделает 3-5 глубоких вдохов и выдохов.
- Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие оценки по 2-3 основным.
- Дома создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок. Во время занятий ничего не должно отвлекать его внимание. Над столом никаких плакатов или фотографий.
- Прививайте ребёнку интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей - найти те занятия, которые удавались бы ребёнку и повышали его уверенность в себе.
- Вызывающее поведение вашего ребёнка - это его способ привлечь внимание к себе. Проводите с ним больше времени: играйте, гуляйте, учите, как правильно общаться с людьми, вести себя в общественных местах, другим социальным навыкам.
- Следите за собой.
ПОМНИТЕ: ваше спокойствие - пример для ребёнка!
Памятка составлена с использованием материалов лекций Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, материалов семинаров по детской психоневрологии СпбМАПО и материалов из интернет-источников.
|